On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение



Сообщение: 15
Зарегистрирован: 22.11.09
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.12.09 13:57. Заголовок: Тамар Рос, Иеhуда Гельман. Влияние феминизма на еврейскую ортодоксальную теологию


Влияние феминизма на еврейскую ортодоксальную теологию
http://www.machanaim.org/philosof/feminism/t-ros.htm

Тамар Рос, Иеhуда Гельман
[Перевод - Хана Ар-Шалом
Редакция - Пинхас Полонский]
[Подзаголовки, а также фразы и замечания в квадратных скобках добавлены в текст редактором перевода]

Часть 1 [Столкновения в области теологии]
[1.1. Обычно считается, что столкновение феминизма с “Еврейством Торы” происходит в области практики, т.е. закона и обычаев]
[1.2. Однако, по нашему мнению, главное столкновение феминизма с классическим иудаизмом происходит не в Галахе, а в области теологии: феминизм угрожает вере в то, что “Тора дана с Небес”]
Часть 2 [Этапы развития религиозного феминизма]
[2.1. Начальное развитие феминистического мышления: от “борьбы за свои права” - к утверждению необходимости женской компоненты в ценностном рассмотрении жизни общества и истории]
[2.2. Развитие религиозного феминизма. Первый этап – осознание несправедливости того, чтобы в описании женщины ограничиться мужским подходом к ней]
[2.3. Второй этап: борьба за равноправие, издание женской религиозной литературы и участие женщин в выработке Галахи]
[2.4. Третий этап: выявление того, что многие классические религиозные концепции являются “мужскими”, а не “универсальными”, и для исправления этой однобокости переход от восприятия “Бог-Он” на восприятие “Бог-Она”, - и, соответственно, мира не как “Его творение”, а как “Ее порождение” материнства и помощи как формы Служения, переход от “подчинения Богу” к “сочувствованию Ей” и т.д.]
[2.5. Феминистический подход способен очистить наше восприятие Бога от элементов “духовного язычества”, кроящихся в чисто мужском (и потому ограниченном) восприятии Бога, в мужских языково-религиозных формулировках молитв и т.д., и сделать наш монотеизм более всеобъемлющим]
Часть 3 [Проблема “мужского” характера Текста Торы]
[3.1. Ортодоксальный еврейский религиозный феминизм пока не идет дальше “исправлений мелких анахронизмов”, не замечая, что уже сама постановка вопроса о “патриархально-мужском” характере Традиции таит в себе разрушительный потенциал]
[3.2. Если сам текст Торы отражает патриархально-мужской взгляд, то она не универсальна – а тогда разве может она быть Божественной?]
Часть 4 [Суть вызова, брошенного феминизмом, и предыдущие неудачные ответы на этот вызов]
[4.1. Феминистическая критика Текста Торы, как “мужского, лишь рядящегося в одежды универсальности” - это судьбоносный поворот истории, острый вызов, способный как разрушить веру, так и (в случае достойного ответа) удвоить ее силу]
[4.2. Подход Бубера и Розенцвейга: “диалектическая теология” - попытка спасти Божественный характер Торы, объявив ее текст “записью (в рамках культуры того времени) истинных переживаний встречи человека (и народа) с Богом”]
[4.3. Подход Филлис Трайбл (протестантский): новое феминистское прочтение “привычно-мужских” историй Писания. С еврейской точки зрения такой подход не может быть принят, т.к. а) он не учитывает Устную Тору; б) он не подходит к законодательным аспектам]
[4.4. Формулировка вызова феминизма ортодоксальному иудаизму: одновременно и признать некоторую культурно-историческую обусловленность Текста Торы; и при этом сформулировать теологию Божественности Текста Торы]
Часть 5 [Теология “продолжающегося откровения” и ее предпосылки в еврейской философии, в Агаде, в Каббале и у р. Кука]
[5.1. Идея “продолжающегося” (а не “одноразового”, в древности) Божественного откровения, которое продолжает возвещать “из горла” хода истории и процесса развития культуры. См. у Ш’ла]
[5.2. “Женские” аспекты Агадической литературы (образы и переживания женщин); Кабалы (Бог “рядом”, “внутри”, растящий, кормящий мир – а не “над” миром, “управляющий”), женская символика в Кабале как “круг” (= равенство всех), а не “луч” (= иерархия); Мирьям как “праведность изнутри, не нуждающяяся во внешнем” (“колодец”)]
[5.3. Рав А. И. Кук: критика (теистического) монотеизма, подчеркивание многогранности проявлений Бога в мире, Бог как “вдыхающий жизнь во все” - что корелирует с феминистической религиозной картиной мира]
[5.4. Таким образом, внутри традиции уже есть основы для феминистического восприятия Торы как продолжающегося откровения]
Часть 6 [Разработка и детализирование аспектов “теологии продолжающегося откровения”]
[6.1. Различение (проводимое в Мидраше и Зоhаре) между совершенной высшей “Превечной Торой” и не полностью совершенной земной “Письменной Торой” (что затем открывает возможности для концепции “уточнения”)]
[6.2. Кабалистическая концепция семи вселенских периодов (“шмитот”), в каждой из которых происходит дальнейшее “продолжение раскрытия” Превечной Торы, через новое ее прочтение, обусловленное соответствующим характером (сфирой) данной шмиты]
[6.3. Проявления в иудаизме концепции “определяющего влияния человеческой инициативы на волю Всевышнего”: Мидраш о [возможном] изменении Моисеем слов Торы; назначение царства (в книге Шмуэля) в ответ на просьбу народа; р.Кук и ребе из Сохачева о влиянии спонтанных народных движений на Галаху. Народ Израиля есть “потомки пророков”, и они определяют формы проявления Божественного влияния]
[6.4. Новые (даже “чужие”) идеи как форма, содержащяя внутри себя “даваемый нам свыше стимул для развития” (р.Кук); и даже восприятие невозможности соблюдения некоторых заповедей, как проявление исправляющего Божественного Провидения]
[6.5. Исходя из этого, мировой феминистический процесс должен быть осмыслен как часть “продолжающегося откровения”]
Часть 7 [Ортодоксальный религиозный феминизм: не отрицание прошлых концепций, а аккуратное их дополнение и построение нового уровня на их “плечах”]
[7.1. “Продолжающееся откровение” может столкнуться с Галахой ( и это уже есть даже в рамках Хасидизма). Чтобы распознать истинное “Откровение”, следует придавать вес лишь таким общественным “прорывам”, которые “лично не заинтересованные” и “спонтанные”]
[7.2. Концепция “продолжающегося откровения” вполне может уживаться с прежней классической концепцией “одноразового откровения”, в рамках одного общества]
[7.3. Каждая из сфирот включает в себя предыдущюю “на новом этапе”, поэтому приверженцы модернистской теологии должны с уважением смотреть на творцов классической теологии, ибо на ней они выросли]
[7.4. В прежних (сегодня кажущихся нам неприемлемыми) духовных моделях, поскольку они нашли свое место в традиционном иудаизме, есть не менее проявление Божественности, чем в моделях сегодняшних]
[7.5. Ценность патриархальности классических еврейских текстов и ортодоксального образа жизни физиологически обусловлены отличиями в психологии: мужчина требует доказательный внешний успех, а женщина – внутреннее созревание; потому сохранение некоторых аспектов патриархальности более ценно, чем безоглядный феминизм]
Часть 8 [Дать достойный ответ на вызов феминизма - учтя его, но и сохранив преемственность традиции]
[8.1. Уважение к традиции и отождествление себя с нею абсолютно необходимо для полноценной религиозной жизни]
[8.2. Если традиция (патриархальная, по своему характеру) смогла выжить – то не иначе, как по Высшему намерению, и не надо лихорадочно пытаться срочно во всем перестроить ее]
[8.3. Однако, как патриархальная традиция – проявление Бога, так и феминизм – проявление Бога. Феминизм не враг традиции, а вызов для нее, испытание и стимул к развитию]

Часть 1 [Столкновения в области теологии]

[1.1. Обычно считается, что столкновение феминизма с “Еврейством Торы” происходит в области практики, т.е. закона и обычаев]

Феминизм – это движение, которое ведет борьбу за общественное и юридическое признание того, что в современном мире нет места для “классической” иерархической концепции, согласно которой мужчина управляет обще

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 1 [только новые]





Сообщение: 16
Зарегистрирован: 22.11.09
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.12.09 13:58. Заголовок: Часть 6 В Мидраш..


Часть 6 [Разработка и детализирование аспектов “теологии продолжающегося откровения”]

[6.1. Различение (проводимое в Мидраше и Зоhаре) между совершенной высшей “Превечной Торой” и не полностью совершенной земной “Письменной Торой” (что затем открывает возможности для концепции “уточнения”)]

В Мидраше рассказывается, что Тора существовала “до Сотворения Мира” и являлась “архитектурным планом” Творения. Кабала взяла за основу этот Мидраш и разработала подход, различающий эту “превечную Тору” (“Тора Кдума”) от той Письменной Торы, текстом которой мы располагаем. При этом, даже и после Сотворения Мира “превечная Тора” сохраняет свой совершенный духовный характер, тогда как наша Тора (т.е. Письменная Тора) воплощает эту “превечную Тору”, но в несовершенной форме. Высшая, превечная Тора должна одеться в более грубые “одежды”, чтобы стать доступной и понятной смертным. Земная Тора скрывает Тору высшую, т.к. та может проявиться только через качество сокрытия.33

[6.2. Кабалистическая концепция семи вселенских периодов (“шмитот”), в каждой из которых происходит дальнейшее “продолжение раскрытия” Превечной Торы, через новое ее прочтение, обусловленное соответствующим характером (сфирой) данной шмиты]

Итак, Мидраш говорит о том, что глас Всевышнего обращается к каждому человеку “по мере его восприятия”, и даже к Моисею (несмотря на то, что Бог обращается к нему прямо) – “по мере его восприятия”34. При этом среди кабалистических течений есть и такое (по крайней мере одно), которое разрабатывает идею “продолжительного раскрытия высшей Торы” через новые прочтения, обусловленные местом и временем.35 Вселенское время делится на семь последовательных периодов, или, как они названы в Кабале, шмитот, каждый из которых соответствует одной из семи нижних сфирот hа-биньян [они же “мидот”, т.е. хесед, гвура/дин, тиферет/рехамим и далее]. Поэтому буквы высшей Торы имеют разное прочтение в каждую из этих шмитот и складываются по-разному в зависимости от качеств той сфиры, которая преобладает в данном цикле. Таким образом, Тора всегда остается той же самой абсолютной Божественной Торой, но ее смысл в каждой из шмитот являет только одну из стадий того глобального процесса, который продолжается на протяжение всех шмитот. Нашей шмите предшествовала шмита Милосердия (хесед), которое воплощает принцип всепроникающей и всеобъемлющей распространенности, без какого либо ограничения и разделения. Поэтому Тора этой шмиты не облечена в форму заповедей.36 Мы же живем во время шмиты строгого Суда (дин), воплощающего принцип ограничения и разделения. В ней йецер hа-ра (злое начало) получает возможность реального существования, и поэтом

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 1
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет