Влияние феминизма на еврейскую ортодоксальную теологию http://www.machanaim.org/philosof/feminism/t-ros.htm Тамар Рос, Иеhуда Гельман [Перевод - Хана Ар-Шалом
Редакция - Пинхас Полонский]
[Подзаголовки, а также фразы и замечания в квадратных скобках добавлены в текст редактором перевода]
Часть 1 [Столкновения в области теологии]
[1.1. Обычно считается, что столкновение феминизма с “Еврейством Торы” происходит в области практики, т.е. закона и обычаев]
[1.2. Однако, по нашему мнению, главное столкновение феминизма с классическим иудаизмом происходит не в Галахе, а в области теологии: феминизм угрожает вере в то, что “Тора дана с Небес”]
Часть 2 [Этапы развития религиозного феминизма]
[2.1. Начальное развитие феминистического мышления: от “борьбы за свои права” - к утверждению необходимости женской компоненты в ценностном рассмотрении жизни общества и истории]
[2.2. Развитие религиозного феминизма. Первый этап – осознание несправедливости того, чтобы в описании женщины ограничиться мужским подходом к ней]
[2.3. Второй этап: борьба за равноправие, издание женской религиозной литературы и участие женщин в выработке Галахи]
[2.4. Третий этап: выявление того, что многие классические религиозные концепции являются “мужскими”, а не “универсальными”, и для исправления этой однобокости переход от восприятия “Бог-Он” на восприятие “Бог-Она”, - и, соответственно, мира не как “Его творение”, а как “Ее порождение” материнства и помощи как формы Служения, переход от “подчинения Богу” к “сочувствованию Ей” и т.д.]
[2.5. Феминистический подход способен очистить наше восприятие Бога от элементов “духовного язычества”, кроящихся в чисто мужском (и потому ограниченном) восприятии Бога, в мужских языково-религиозных формулировках молитв и т.д., и сделать наш монотеизм более всеобъемлющим]
Часть 3 [Проблема “мужского” характера Текста Торы]
[3.1. Ортодоксальный еврейский религиозный феминизм пока не идет дальше “исправлений мелких анахронизмов”, не замечая, что уже сама постановка вопроса о “патриархально-мужском” характере Традиции таит в себе разрушительный потенциал]
[3.2. Если сам текст Торы отражает патриархально-мужской взгляд, то она не универсальна – а тогда разве может она быть Божественной?]
Часть 4 [Суть вызова, брошенного феминизмом, и предыдущие неудачные ответы на этот вызов]
[4.1. Феминистическая критика Текста Торы, как “мужского, лишь рядящегося в одежды универсальности” - это судьбоносный поворот истории, острый вызов, способный как разрушить веру, так и (в случае достойного ответа) удвоить ее силу]
[4.2. Подход Бубера и Розенцвейга: “диалектическая теология” - попытка спасти Божественный характер Торы, объявив ее текст “записью (в рамках культуры того времени) истинных переживаний встречи человека (и народа) с Богом”]
[4.3. Подход Филлис Трайбл (протестантский): новое феминистское прочтение “привычно-мужских” историй Писания. С еврейской точки зрения такой подход не может быть принят, т.к. а) он не учитывает Устную Тору; б) он не подходит к законодательным аспектам]
[4.4. Формулировка вызова феминизма ортодоксальному иудаизму: одновременно и признать некоторую культурно-историческую обусловленность Текста Торы; и при этом сформулировать теологию Божественности Текста Торы]
Часть 5 [Теология “продолжающегося откровения” и ее предпосылки в еврейской философии, в Агаде, в Каббале и у р. Кука]
[5.1. Идея “продолжающегося” (а не “одноразового”, в древности) Божественного откровения, которое продолжает возвещать “из горла” хода истории и процесса развития культуры. См. у Ш’ла]
[5.2. “Женские” аспекты Агадической литературы (образы и переживания женщин); Кабалы (Бог “рядом”, “внутри”, растящий, кормящий мир – а не “над” миром, “управляющий”), женская символика в Кабале как “круг” (= равенство всех), а не “луч” (= иерархия); Мирьям как “праведность изнутри, не нуждающяяся во внешнем” (“колодец”)]
[5.3. Рав А. И. Кук: критика (теистического) монотеизма, подчеркивание многогранности проявлений Бога в мире, Бог как “вдыхающий жизнь во все” - что корелирует с феминистической религиозной картиной мира]
[5.4. Таким образом, внутри традиции уже есть основы для феминистического восприятия Торы как продолжающегося откровения]
Часть 6 [Разработка и детализирование аспектов “теологии продолжающегося откровения”]
[6.1. Различение (проводимое в Мидраше и Зоhаре) между совершенной высшей “Превечной Торой” и не полностью совершенной земной “Письменной Торой” (что затем открывает возможности для концепции “уточнения”)]
[6.2. Кабалистическая концепция семи вселенских периодов (“шмитот”), в каждой из которых происходит дальнейшее “продолжение раскрытия” Превечной Торы, через новое ее прочтение, обусловленное соответствующим характером (сфирой) данной шмиты]
[6.3. Проявления в иудаизме концепции “определяющего влияния человеческой инициативы на волю Всевышнего”: Мидраш о [возможном] изменении Моисеем слов Торы; назначение царства (в книге Шмуэля) в ответ на просьбу народа; р.Кук и ребе из Сохачева о влиянии спонтанных народных движений на Галаху. Народ Израиля есть “потомки пророков”, и они определяют формы проявления Божественного влияния]
[6.4. Новые (даже “чужие”) идеи как форма, содержащяя внутри себя “даваемый нам свыше стимул для развития” (р.Кук); и даже восприятие невозможности соблюдения некоторых заповедей, как проявление исправляющего Божественного Провидения]
[6.5. Исходя из этого, мировой феминистический процесс должен быть осмыслен как часть “продолжающегося откровения”]
Часть 7 [Ортодоксальный религиозный феминизм: не отрицание прошлых концепций, а аккуратное их дополнение и построение нового уровня на их “плечах”]
[7.1. “Продолжающееся откровение” может столкнуться с Галахой ( и это уже есть даже в рамках Хасидизма). Чтобы распознать истинное “Откровение”, следует придавать вес лишь таким общественным “прорывам”, которые “лично не заинтересованные” и “спонтанные”]
[7.2. Концепция “продолжающегося откровения” вполне может уживаться с прежней классической концепцией “одноразового откровения”, в рамках одного общества]
[7.3. Каждая из сфирот включает в себя предыдущюю “на новом этапе”, поэтому приверженцы модернистской теологии должны с уважением смотреть на творцов классической теологии, ибо на ней они выросли]
[7.4. В прежних (сегодня кажущихся нам неприемлемыми) духовных моделях, поскольку они нашли свое место в традиционном иудаизме, есть не менее проявление Божественности, чем в моделях сегодняшних]
[7.5. Ценность патриархальности классических еврейских текстов и ортодоксального образа жизни физиологически обусловлены отличиями в психологии: мужчина требует доказательный внешний успех, а женщина – внутреннее созревание; потому сохранение некоторых аспектов патриархальности более ценно, чем безоглядный феминизм]
Часть 8 [Дать достойный ответ на вызов феминизма - учтя его, но и сохранив преемственность традиции]
[8.1. Уважение к традиции и отождествление себя с нею абсолютно необходимо для полноценной религиозной жизни]
[8.2. Если традиция (патриархальная, по своему характеру) смогла выжить – то не иначе, как по Высшему намерению, и не надо лихорадочно пытаться срочно во всем перестроить ее]
[8.3. Однако, как патриархальная традиция – проявление Бога, так и феминизм – проявление Бога. Феминизм не враг традиции, а вызов для нее, испытание и стимул к развитию]
Часть 1 [Столкновения в области теологии] [1.1. Обычно считается, что столкновение феминизма с “Еврейством Торы” происходит в области практики, т.е. закона и обычаев]
Феминизм – это движение, которое ведет борьбу за общественное и юридическое признание того, что в современном мире нет места для “классической” иерархической концепции, согласно которой мужчина управляет обще