On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение
администратор




Сообщение: 16
Зарегистрирован: 20.11.09
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.02.10 19:24. Заголовок: Юлия Косорукова. Традиции иконографии и интерпретации карт Таро


"Традиции иконографии и интерпретации карт Таро"



1. Школы иконографии
Под «школами Таро» в настоящее время понимается прежде всего три наиболее распространенные иконографические традиции:
- Марсельское Таро,
- Таро Райдера-Уэйта-Смит
- Таро Тота (Кроули)
Марсельское отличается несюжетными младшими арканами, отсутствием на картах астрологических символов и букв иврита. Иконография карт этой традиции старейшая, сохранившая для нас изображения карт такими, какими они были до их обработки оккультистами. Здесь стоит обратить внимание на то, что особенности колоды в какой-то мере предопределяют способы прочтения карт - в частности в Марсельском Таро учитывается символика цвета, нумерологические соответствия Арканов, соответствия мастей и стихий (первоэлементы огонь, вода,воздух и земля).
Когда европейские оккультисты, - начиная с Элифаса Леви - обратили свое внимание на карты Таро, то предпочли внести ряд существенных изменений в иконографию. Они руководствовались своим представлением о том, какого рода тайное знание должно транслироваться через эту символическую систему. Именно Элифас Леви атрибутировал буквы иврита картам Таро. Впоследствии эта идея получила свое продолжение в ордене Золотой Зари. Члены ордена привязали систему Таро к некоторым элементам, заимствованным из иудейской каббалы и астрологии. Карты Таро в этой системе получили привязку к одной из схем каббалистического Древа Жизни и астрологическим символам (знакам Зодиака и планетам).

Обработка оккультистами в XIX веке отразилась на иконографии карт двух следующих за Марсельским Таро традиций - на них появились еврейские буквы, знаки зодиака и знаки планет. Изменения коснулись и структуры - возникли споры о порядке расположения Старших Арканов в колоде. В частности различное расположение и номер аркана "Шут" привело к еще одному разделению: т.н. французская школа, следуя Элифасу Леви, помешала Шута между Судом и Миром, тогда как английская школа, вслед за С. Л. Мазерсом (глава ордена «Золотая Заря») делает Шута нулевым арканом и помещает его перед картой Маг. Разница заключается в том, атрибутировать ли первую букву еврейского алфавита Алеф карте Маг или же карте Шут. В глазах оккультистов того времени, встроивших в систему каббалистические элементы, этот вопрос приобрел исключительную значимость.

И Артур Уэйт и Алистер Кроули были членами оккультной организации «Золотая Заря», где было сделано очень много для переработки Таро в русле оккультной традиции. Таро Райдера-Уэйта имеет сюжетные числовые карты и именно сцены, изображенные на картах стали главным отличием колоды. С этим нововведением А.Э. Уэйта связана популярность традиции и появление огромного числа колод Таро, продолжающих и развивающих традицию. Другим изменением стала перестановка двух Старших Арканов – Справедливости и Силы. В Таро Тота Старшие Арканы, переставленные Уэйтом, вновь занимают прежние места. Числовые карты этой колоды несюжетные, названия некоторых Старших арканов изменены. Автор колоды А.Кроули радикально меняет смысл Арканов Сила и Суд. Он переименовывает их (Сила становится Вожделением, а Суд - Эоном) и приводит иконографию в соответствие со своим религиозно-мистическим учением

Нужно отдельно отметить то, что каббалистические и астрологические соответствия используют исключительно отдельные элементы исходных систем. Колода Таро, даже украшенная этими знаками, в любом случае не будет проводником или путеводителем по другим системам, но даст лишь намек на свою связь с соответствующей областью знаний. Арабо-европейская астрология и иудейская каббала - системы очень древние и развивались независимо друг от друга, не имея очевидных взаимовлияний или пересечений. Члены ордена Золотой Зари искали некий общий корень универсальной традиции. Однако увязывание столь разных и прекрасно разработанных традиционных наук и учений в рамках системы Таро (которые слишком узки для обеих систем) не могла не получиться искусственной и умозрительной конструкцией. Подобная система возможно могла быть пригодной для ритуалов тайных обществ, но перегруженность символикой других систем, обилие отсылок к астрологической традиции и Каббале явилось своего рода экстенсивным развитием системы Таро. Изменения привели к размыванию аутентичной символики и ее идеологизации в соответствии с представлениями оккультистов XIX века. Через систему Таро, хоть и снабженную заимствованными символами, мы не имеем выхода на другие реально существующие символические системы, т.к. соединение Таро с ними шло через разрушение внутренней структуры и логики последних. В рамках системы Таро мы видим лишь их разрозненные элементы, вырванные из контекста и системы.

Параллели в символических языках могут быть проведены лишь через те явления и события, которые они описывают, но ни в коем случае не непосредственно. Поскольку в последнем случае игнорируется цельность, связность, уникальные особенности и внутренняя структура систем. Сказанное можно проиллюстрировать простым примером: в числовые карты колоды Тота (Кроули) соответствуют управителям деканатов (эклиптика разбита на 36 частей по 10 градусов), но основой этой системы Кроули принимает древнеегипетскую астрологию. Однако у египтян деление эклиптики на 36 частей не дополняло деление на 12 частей (Зодиак), а существовало вместо Зодиака. Собственно египетская астрология была до-зодиакальной. Однако, несмотря на это в колоде используется символика и смыслы именно позднейшей зодиакальной астрологии! Повторимся, что такая несуразица становится возможной именно следствие полного пренебрежения реально существующей астрологической системой, а проставления соответствий диктуются целями сугубо прикладных или идеологических задач.

2. Школы интерпретации
Основным вопросом, который хотелось бы рассмотреть далее, является понятие "школа Таро". Оно включает в себя не только лишь иконографию и структуру колод перечисленных выше традиций, но и нечто гораздо более интересное - различия в подходе к трактовке карт и, и как следствие, различный взгляд на реальность (свою и кверента). Многие практики Таро ориентированы на идеологию в большей степени, чем на методику. Любой гадатель занимается тем, что объясняет клиенту его ситуацию и обстоятельства средствами символической системы.
Если бы все дело было в иконографии, то, казалось бы, в зависимости от того какой колодой пользуется таролог, мы могли бы сделать вывод о его "школе", методах и трактовках. На практике это далеко не так. Инструмент (в нашем случае - карты Таро), является важным и накладывающим свой отпечаток на интерпретацию. И сложные системы символов, и инструменты способны повлиять на взгляды гадателя в очень большой степени. Есть колоды, где отражена философия создателя и его картина мира (таковы например Ошо-Дзен Таро или Таро Тота). Работая инструментом с подобной идеологической нагрузкой, таролог вынужден как-то соотносить идеологию автора колоды с той, которой придерживается он сам (и которую предлагает клиентам). Сделать это действительно можно, следуя идеям автора в той мере, в которой это необходимо для работоспособности колоды и раскрытия ее потенциала, но избегая некритического восприятия идей автора.

Есть ли что-то еще кроме системы, иконографии, индивидуального восприятия и интуиции? Вне сомнения - есть. Работа с символическим языком невозможна без идеологии и философии. Которая, скорее всего, будет групповая или предлагаемая в группе, т.е. разделяемая гадателем и предлагаемая клиенту.

Здесь мы выделим пять основных идеологий, которые в значительной степени определяют подходы к трактовке, а, следовательно, условную принадлежность к школе:
1. Философия практичного быта;
2. Идеология нью-эйджа и поп-психологии;
3. Идеология, основанная на религиозно-мистическом учении А.Кроули.
4. Синтез юнгианской психологии и европейского мистицизма;
5. Ассоциативная работа с Таро психологов и психотерапевтов

1. Философия практичного быта.
В традиционных старых (т.н. цыганских) гаданиях общая философия это, прежде всего, философия быта и социального благополучия. Отсюда описания мужей, которые пьют или не пьют, бьют или не бьют, имеют любовниц или нет и прочие, столь же незамысловатые представления об удобной и социально благополучной жизни, которой что-то мешает свершиться (обычно - сглаз, порча и родовое проклятие). Основные тезисы этой философии приводить нет нужды, поскольку с вопиющей простотой таких взглядов на мир и людей, так или иначе, сталкивались многие.

В беседе с клиентом гадалка такого типа использует императивные утверждения: «карты говорят так», а основное послание «вы пришли к специалисту – и теперь вам нужно только слушать, запоминать и делать что скажу я». Распространенное выражение "карты говорят" ("карты сказали") можно отнести именно к этой школе интерпретации. Разумеется, в большом количестве случаев это всего лишь фигура речи, устойчивое словосочетание и гадатель не складывает с себя ответственности за трактовку и привнесение собственной идеологии. Все знают, что карты сами не говорят – это не обладающие речевой функцией раскрашенные кусочки картона. Смысл и голос они обретают через посредство гадателя. Поэтому одна и та же карта практиками разных школ будет читаться по-разному.

Гадатель, разделяющий бытовую идеологию, крайне редко предлагает варианты или ведет диалог с клиентом, с целью уточнить свои формулировки и «диагнозы». И в этом случае ссылаться на карты (которые «говорят» например, про порчу) вполне естественно, ибо это дает отстраненность и «прозрачность» оракула – как бы сама судьба говорит с человеком через выпавшие карты, а гадалка лишь озвучивает.

Карты в этой школе либо имеют вполне определенные значения (не раскрывающиеся так многозначно как символы), либо читаются ассоциативно – по картинке. Манера обращения с клиентом опекающая, покровительственная.

2. Идеология Нью-Эйджа и поп-психологии
Вторая философия представляет собой гибрид эклектики Нью-Эйджа и поп-психологии. Это явление достаточно новое, но на настоящий момент торжествующее и довлеющее в умах и массах как потребителей, так и мастеров, предлагающих свою работу. Поэтому мы разберем его идеологию достаточно подробно.
Течение популярно прежде всего за счет своей всеядности - стремлению адаптировать, интегрировать, включить в себя (на вторых-третьих ролях) или пожрать любую противостоящую ей идею. Здесь любой человек (вне образования и системы знаний) может выбирать из окружающих его идей, учений, концепций то, что ему нравится и соединять их между собой очень произвольно: как хочется, как получается и - в целом –довольно случайно. По умолчанию предполагается, что некая сила (интересоваться природой этой силы мало кто хочет, но считается что она мудра, добра и хочет нам только хорошего) подводит человека к получению опыта (опыта в широком смысле слова – и практического, и эмоционального, и духовного), нужного в текущий момент и пробуждает отклик именно на те элементы учений и практик, которые позволяют нам личностно расти и духовно совершенствоваться. Предполагается это, повторюсь, по умолчанию.

Все иллюзии, миражи, мучительные блуждания, трата ресурсов, ошибки, обманы, ловушки на этом пути, приводящие к катастрофическим падениям и трагедиям - в этой философии лишь досадные исключения, подтверждающие общие правила. Это позитивная идеология, предлагающая каждому практику составить некий идейный коллаж из дорогих ему мыслей и кусочков реальности. В подобном посыле нет ничего особенно плохого или необычного - каждый человек формирует свою картину мира из доступного и подходящего материала.

Особенностью именно нью-эйждевской идеологии является ее, если так можно выразиться, принципиальная бесхребетность. Там не только отсутствует собственная структура, внятные ориентиры и соподчиненность частей, но и пропагандируется пренебрежительное отношение к системам знаний (учениям), подобную структуру имеющим. Учения, области знаний и системы символов с их основами (культурный фон, внутренняя логика, структура, границы применимости, история развития) объявляются слишком ограниченными/устаревшими и неспособными вобрать всю мудрость мира.

Основой пренебрежения обычно является элементарное невежество и желание не изучать, а потребить поверхностный слой - взять понравившийся кусок (идею, практику, набор символов) и как-нибудь встроить в свою картину мира. Принципов отбора нет никаких, но требуется значительный запас толерантности. По сути, это интеллектуальное варварство, когда детали храма чужой традиции разбираются на сувениры/трофеи, призванные символизировать причастность к иной культуре или возвышение над ней.

За кадром остается тот факт, что бессистемный интеллектуально-духовно-практический винегрет Нью-Эйджа способен к накоплению духовной мудрости в гораздо меньшей степени, чем большинство ограниченных, но структурированных систем знаний (учений, идеологий). Хаотическое разнообразие Нью-Эйджа неспособно к концентрации и структурированию и неспособно дать ориентиры и систему приоритетов. Адепт этой идеологии принципиально не стремится к упорядочиванию, считая, что Мудрый мир (Вселенная, Мировой Разум, Бог) все упорядочивает самостоятельно и в тонком мире выправляются все недостатки мира плотного.

Характерные представления и капканы этой философии:
- "если с тобой что-то случилось - значит ты сам виноват" (вариант поп-психологии "ты хотел этого бессознательно")
- "это ваша карма" (вариант - "это кармические отношения")
- "с хорошими людьми не происходит ничего плохого" (вариант "высокодуховный человек имеет гораздо меньше шансов сломать ногу, чем человек не интересующихся тонким миром")
- "все наши беды происходят из-за наших ошибок и несовершенства"
- "все наши беды и неприятности имеют целью научить нас и сделать более совершенными"
- "Вы сами ответственны за свой внутренний процесс, вне зависимости от того, насколько следовали инструкциям ведущего или наставника" (вариант из поп-психологии)
- "по мировоззренческим вопросам мнение каждого индивидуума самоценно, вне зависимости от глубины его знаний и компетентности" (фраза "вы думаете так, а я вот так" демонстрирует иммунитет адепта идеологии к аргументам и часто вызывает патовое состояние дискуссии)

Последний тезис далеко не прост и даже имеет определенную философскую базу в виде экзистенциализма, однако при неразборчивости и принципиальной неструктурированности идеологии Нью-Эйджа спутываются истинное переживание Бытия и умозрительная картина мира индивидуума. Хотя это вещи совершенно не тождественные. Высокая планка экзистенциализма на нью-эйджевской почве понижается до уровня кухонной философии "Я никого не стану слушать, так как я сам для себя эксперт в любом вопросе". Точные науки в силу объективных причин, страдают от такого подхода в гораздо меньшей степени чем гуманитарные. Последние именно в силу своей "нематериальности" в сознании массы практиков превращаются в культурное и идеологическое месиво.

Манера общения с клиентом целиком зависит от предпочтений практика этой школы. Из-за изначальной идеологической пестроты диапазон очень широк - от жестко императивной и суховатого «делового» стиля до равного диалога или даже мягкого принятия клиента и подстраивания к его внутренней реальности.

3. Идеология основанная на религиозно-мистическом учении А.Кроули. ( В настоящее время в России представлена в основном школой Московского отделения О.Т.О.)

Оккультист XIX века А. Кроули объявил себя пророком новой эпохи (Эона), создал «священные тексты» и колоду Таро Тота (которую нарисовала по его инструкциям художница Фрида Харрис). В последней использованы наработки ордена Золотой Зари, но в целом она представляет собой своего рода путеводитель по философской системе и практический инструмент для адептов учения самого А. Кроули.

Это учение чрезвычайно близко к идеологии Нью-Эйдж прежде всего свободой обращения с символикой других традиций и культур, идеями духовной эволюции, беспрепятственным общением с сущностями иного мира и ориентацией на индивидуализм. Однако при всей близости Нью-Эйджу, эта школа имеет выраженные особенности, среди которых:
- важность медитативных практик;
- отношение к гаданию как собеседованию с духом- хранителем;
- декларируемый отказ индивидуума от общепринятых этических норм и социальных правил, признание их относительности;
- важность формирования индивидуальной новой этики, которая предусматривает неразличение добра и зла, истинного и ложного, мужского и женского;
- неразличение человеческого и божественного (человек по своей природе приравнен к богу, а воля человека – к божественной);
- идея избранности, подчеркнутое дистанцирование от «среднего человека», обывателя;
- использование терминов аналитической психологии К.Г.Юнга в контексте учения А.Кроули (это особенность трактовок характерна для идейного лидера сообщества, О. Телемского);
- интеллектуальная игра со смыслом различных символов, как псевдо-метод духовного совершенствования (символы разных эпох и традиций соотносятся так, как это принято в идеологии Нью-Эйдж, т.е. достаточно произвольно);
- практика «инициаций» и использование церемониальной магии, где арканы Таро связаны со смыслом процесса.

4. Синтез юнгианской психологии и европейского мистицизма.

В наше время это течение представлено, например, школой интерпретации индивидуального мифа Г. Бедненко. Эта идеология предполагает ценность традиции и традиционных форм, с обязательным учетом исторического и культурного контекста. Используемые архетипы и системы символов, признаются имеющими собственную почву, систему связей и внутреннюю структуру. Для практика это существенно ограничивает возможность индивидуальных искажений при работе с символикой – крайне гибкое и текучее индивидуальное восприятие неизменно соотносится с коллективным, с культурным фоном и традицией.

При формировании собственной картины мира практик также может включать в нее различные учения и традиции, по возможности избегая спрягать их между собой и вносить изменения, ориентируясь только на свои представления. Это объясняется тем, что культурные формы и символические системы в этой идеологии мыслятся устойчивыми образованиями и, соответственно, в индивидуальной картине мира не разбираются на части и не становятся пластилиновыми.
Такой подход позволяет отказаться от эклектики и работать с различной символикой, не теряя глубины, учитывая культурные и исторические оттенки, не размывая смысла символа включениями из других систем и избегая только лишь индивидуального субъективного прочтения.

Особенности идеологии:
- теория и методика гадания объясняется, опираясь на такие понятия аналитической психологии как «коллективное бессознательное» и «архетип»;
- астрологические и каббалистические соответствия в Таро признаются несущественными для Таро как символической системы, не являющимися ее частью;
- за счет отказа от заимствований оккультистов символика и образы Таро становятся более ясными, свободными от наслоений, а символическая система - самоценной
- использование понятия «судьба» в противовес нью-эйджевскому понятию «карма» (судьба предполагает конкретное осознанное отношение к своей (текущей) жизни, в то время как говоря о карме мы мыслим человека в качестве мелкого объекта, подчиненного неведомой силе (Мировому Разуму, Вселенской Гармонии и т.п.))
- ориентированность на поиск, выявление и формулировку личного вызова для человека в различных ситуациях его внешней и внутренней реальности; и восприятие этого вызова как ступени на пути индивидуации.

5. Ассоциативная работа с Таро психологов и психотерапевтов

Психологическая интерпретация, как правило, предполагает ассоциативное прочтение карты самим клиентом, своего рода аналог работы с проективными методиками в психологии. В этом случае психолог работает в русле методик своей школы и выдает соответствующие постулаты, направляя клиента к поискам его «ресурсов», «развитию спонтанности и воображения», исследованию страхов и источников напряжения. Существуют даже специально заточенные под такую интерпретацию колоды (например «Таро внутреннего ребенка», где упор делается на наблюдение и развитие «Ребенка в себе»). В этом случае Таро является лишь одним из изобразительных инструментов психолога, не отличаясь от любой другой иллюстрированной колоды картинок.


Таким образом, мы можем заключить, что поскольку любой человек находится в поле своих представлений (о себе, о других, о жизни и вообще о том как устроен мир), это налагает свой отпечаток на то, как он объясняет происходящее с ним самим или с другими. Это касается и работы профессионалов. Зачастую именно идеологией объясняются значительные различия в трактовке одних и тех же карт, их сочетаний, и направленность итоговых рекомендации таролога. Об этом следует помнить и делать свой выбор в пользу той или иной школы осознанно.

(с) Юлия Косорукова
11.02.2010 01:15

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 1 [только новые]





Сообщение: 30
Зарегистрирован: 22.11.09
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.02.10 23:13. Заголовок: К традиции "фило..


К традиции "философии практичного быта" можно добавить характерное деление карт на "плохие" и "хорошие" по принципу "люблю - не люблю, боюсь - не боюсь".

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 1
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет