On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение



Сообщение: 9
Зарегистрирован: 22.11.09
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.11.09 01:25. Заголовок: начало дискуссии о религиозном уходе в отрочестве


Олег Васильев, психолог (Казань):

Несколько раз в консультативной практике сталкивался с обращениями родителей, женихов, подруг , которые просили психолога вернуть девушку из мусульманства. То есть, молодая девушка неожиданно для своих близких увлекается религией, при этом отдаляется от подруг, своего молодого человека, родителей. Те, в свою очередь, как могут, стараются этому помешать, так как это кажется им уходом от нормальной жизни, и совершенно не понятно. Просьба близких обычно заключается в том, чтобы гипнозом или любым другим способом воздействия вернуть человека обратно. Конечно же такой запрос психологом отвергается. Но, на мой взгляд, интересен вопрос: почему молодые девушки, неожиданно для всех, с головой погружаются в религию, одевают мусульманскую полностью закрытую одежду, читают пять раз в день намаз, и ревностно соблюдают все другие каноны, при этом, не имея в родительской семье таких традиций?

Своё мнение по этой теме высказывает
Бедненко Галина Борисовна (г.Москва) - историк (ИАИ РГГУ), мифолог, психодраматист (Институт ролевого тренинга и психодрамы), психолог (АПУ ФСИН), автор публикаций в журналах "Психодрама и современная психотерапия", "Прикладная юридическая психология", книг "Греческие богини: Архетипы женственности" (М.: Класс, 2005), "Боги, герои, мужчины: Архетипы мужественности" (М.: Класс, 2005), "Греческая мифодрама: Деяния богов" (М.: Добросвет,2008) и др.

- Нам могут быть понятны чувства родителей, когда их ребенок, которого они прекрасно знают и помнят всю его жизнь, внезапно оказывается непредсказуемым и непонятным. Первое желание - вернуть "все как было", хотя бы сверхъестественным путем (гипнозом, наукой и т.д), чтобы просто восстановить прежний порядок. Однако это этап с которым сталкиваются, вне зависимости от темы беспокойства, практически все родители подростков. Внезапно он становится "другим". Это связано и с половым созреванием, изменением тела, но в не меньшей степени и с созреванием личности, ее внутренней, психологической части, но и внешней - социальной. В этом клубке изменений подростку очень сложно сориентироваться самостоятельно. Но доверять он зачастую может лишь собственным ощущениям, мыслям, чувствам, иногда разделяемым в группе. Если он останется в целиком доверительных (как прежде) отношениях с родителями, то либо будет вечным ребенком, либо станет родительской копией (что не слишком адаптивно для выжива ния рода, нации, культуры).

Подросток - тут пока мы не будем отличать юношей и девушек - стремится найти свой новый образ, новую форму и определить свои новые границы в социуме. Этому обычно служат малые и большие группы, с которыми он может идентифицироваться. Это могут быть группы сверстников (т.н. молодежные субкультуры или территориальные компании) или сообщества взрослых. Чтобы самому стать взрослым, подростку необходимо "поиграть" во "взрослую игру". Для кого-то это заканчивается вполне плачевно, кто-то находит способ не только придти туда, но и уйти оттуда с новым опытом, третьи быстро перенимают для себя готовую "взрослую форму". В традиционных обществах (бытовавших в нашей истории до конца XIX века) подростковый период оформлялся как большее или меньшее количество
переходов в социальный статус взрослого. Без вольных опытов и экспериментов. Сейчас последнее стало возможным.

Религиозный интерес, вера, рвение характерны для подросткового периода поиска описания мира, которое бы их устраивало в полной мере. Кроме того, это этап появления "новых способов мышления". Развитие гипотико-дедуктивного, то есть формального, мышления приводит к созданию "планов жизни". Происходит формулировка отдаленных жизненных целей и самостоятельное описание образа себя.

Приход в религию, вызывающий недовольство и непонимание родителей, для подростка играет важную роль. Это принятие уже готовой картины мира, описанной в том числе с точки зрения морально-этических ценностей. Это готовность к оформлению определенного образа себя в этом мире. Кроме того, это естественная обособленность от изначальной семьи (а это необходимо на данном этапе развития культуры для развития самостоятельной личности) и получение уже готовой принадлежности к другой, внешней группе, с которой можно идентифицироваться, в которой можно получить и совет, и поддержку. Особое значение может играть
то, что эта внешняя группа включает в себя не только сверстников и старших ровесников, но и людей гораздо более старших и опытных. Это дает возможность подростку понять свое положение в безличной социальной иерархии, принять роль "ребенка не родителей, но общества".

Итак, мы пришли к выводу, что эмоционально-психологическая, идеологическая автономность подростка и поиск новой идентификации в иной, несемейной, группе оказывается естественным. Однако, нас все еще интересует уход девушки в религию. Почему именно девушки? И почему именно в религию?

Сейчас я немного отклонюсь в рассказ о психоаналитических аспектах такого шага. Уход в мистицизм или мистическую религию способен стать временным или общим побегом от реальности, в том числе от ее изменений. Это уход от возраста и его хаотичных, для подростка, изменений в том числе. Позднее, так уходят в религию, избегая старости. Аскетичная форма, предписанная религией, это сокрытие изменений, в том числе и развития своего пола. Побег от телесности, женственности, желания. Для подростка вообще естественно (и правильно) совершать уходы и возвращения, только здесь это может быть побег от семьи, но и побег от телесности. Уход в духовное, контакты с более внешними группами, но вместе с тем утаивание изменений своего тела. Все, что тут можно сделать, это дать девушке время - это должна сделать и семья, и эмоционально близкий молодой человек. Дать время для того, чтобы не только уйти, убежать, но и вернуться, то есть стать для нее той самой истинной семьей и истинным домом, куда она будет возвращаться.

Основным выводом здесь была бы необходимость признания естественности автономности поиска подростка, его идеологического выбора (хотя совершенно невозбранно родителям и близким расширять мировоззренческий и идеологический опыт младшего родственника или друга), а также его права на уходы и возвращения, на время опытов и выборов, и соответственно - оставлять возможность прихода домой, обратно, в исходную родительскую, семейную, социальную культуру.

О.В.
Я благодарю Галину за подробный комментарий и добавлю от себя лишь несколько слов. У меня сложилось впечатление, что такому резкому уходу в религию предшествует какая-то непереносимая для данного человека жизненная ситуация. И тогда, возможно, это именно попытка спастись, уцелеть.

(желающие могут добавить свой комментарий на форуме)

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Новых ответов нет


Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 0
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет