On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение



Сообщение: 34
Зарегистрирован: 22.11.09
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.01.11 17:13. Заголовок: Идеология и современная культура Нью Эйдж как кризис пост-христианской цивилизации - часть 1


Юлия Косорукова, Галина Бедненко

Идеология и современная культура Нью Эйдж как кризис пост-христианской цивилизации

Предпосылки возникновения Нью Эйджа

Кризис христианской космологии

Движение Нью Эйдж (New Age - новый век, новая эра) на сегодняшний день является одним из самых заметных и быстроразвивающихся религиозных направлений, заполняющих западное идеологическое пространство. Это уникальная религия, и будучи явлением глобальным, захватывающим несколько континентов, она вмещает в себя многие системы верований вплоть до частных, "индивидуальных" религий отдельных общин и учителей. У течения нет единого центра (или даже сети центров), нет организации, догматики, нет общепринятой формы богослужения и устоявшейся терминологии. Нет всего этого, так как нет самого общего культа. Движение представляет собой множество культов, имеющих общую идейную основу (связанную с верой в наступление для человечества новой постхристианской эры - эры Водолея) и открытых для взаимовлияния. О причинах этой множественности и открытости мы еще скажем, а пока хотелось бы коснуться предпосылок возникновения Нью Эйджа и тех условий, в которых происходило ее зарождение.

Почему оно заполняет только лишь западное культурное пространство? Нью Эйдж это продукт именно западной культуры, точнее - той ее части, которая освободившись от христианства, сохранила потребность в сверхъестественном и религиозных формах. В этом смысле именно Запад (имея ввиду всю западную цивилизацию) представляет собой своеобразную "каноническую территорию" новой синкретической (и синтетической, искусственной, зачастую произвольно выдуманной отдельными деятелями) религии, и из этого положения мы и будем здесь исходить.

Крах христианской космологии и торжество светской этики

Как мы уже сказали, одной из основных предпосылок возникновения и быстрого распространения нового движения является фактический крах христианской космологии. Хотя Нью Эйдж позднее и воспользовалось ослаблением христианства, но историческая победа над последним была достигнута прежде всего материалистической наукой и, заместившим религиозную мораль, светским гуманизмом. Нью Эйдж лишь прошел по проложенной ими дороге.

В Новое время христианский взгляд на мир начал стремительно терять популярность и стремительно вытеснялся новой научной парадигмой. Наука становится новой религией, фигура ученого, творящего объяснимые и воспроизводимые чудеса, приобретает невиданное прежде влияние, ученый становится героем и жрецом, объясняющим мир совсем иначе. Слова известного ученого XIX века Д. Тиндаля очень точно выражают настрой людей науки того времени: "Непоколебимая позиция науки может быть выражена в нескольких словах: мы требуем и мы вырвем у теологии всю область космологической теории". Область была успешно вырвана и ученые де-факто приобрели статус жрецов западного мира - именно они были наделены полномочиями говорить о происхождении мира и его устройстве. Бог был повержен, а на его место возведен Человек. И это означало торжество светского гуманизма как новой этики, провозглашающей человеческую жизнь, свободу и пользу высшей ценностью. Религии (и прежде всего христианству как главной европейской религии) прочили неизбежную гибель - казалось вера в Бога, в божественный промысел была подорвана необратимо и лишь недостаточное просвещение масс мешало религиям отмереть.

Кризис христианства продолжается и в настоящее время: многие люди становятся "условными" христианами, но религия как таковая вполне жива. Кроме того, родственные христианству авраамические религии - иудаизм и ислам даже переживают некоторый подъем. Почему так происходит? Ученые, современные жрецы научного материализма, вместе с академиком В. Гинзбургом утверждают "То обстоятельство, что верующих ещё много, объясняется, в первую очередь, тем, что огромное большинство из 6 млрд. людей, обитающих на Земле, необразованны и далеки от науки. Видеть летающие самолеты, слушать радио и смотреть телевизор- ещё недостаточно для того, чтобы приобщиться к современной цивилизации. К тому же даже так называемая гуманитарная интеллигенция, в общем, образована весьма односторонне, и её представители в отношении естественнонаучных знаний нередко ещё находятся на средневековом уровне" (Из авторской статьи "Разум и вера"), как будто религиозная вера это исключительно вина инерции общественного сознания.

Существует, однако, иной, более содержательный и правдоподобный ответ на этот вопрос. Вера в Бога и Божественный промысел предполагает, что творение мира и его существование имеет цель и смысл. И в этом случае, существование (каждого!) человека имеет смысл и цель, не связанные напрямую с воспроизводством вида и интересами общества. До того момента как ученые-материалисты не стали своеобразным духовенством западного мира, этот высший смысл существования человека сомнению не подвергался, но торжество новой научной парадигмы совершенно преобразило наше представление о смысле жизни. Этот фундаментальный вопрос человеческого существования, на который религия многие столетия отвечала четко и вразумительно, наука просто проигнорировала. Это не вписывалось в новую ценностную модель. Чудо появления мира стало объясняться самоорганизацией материи - она самоорганизовалась и получилась жизнь, затем жизнь еще раз самоорганизовалась и в результате эволюции получился человек. Таким образом, была предложена новая этическая система координат, при которой смысла в существовании человека оказывалось не больше чем в существовании баобаба. Разве что, первый мог получить от жизни больше удовольствий. Светский гуманизм отверг ценность вечной жизни и души, а взамен предложил иные высшие ценности - земную жизнь и тело. Земная, телесная природа человека (которая наукой обнаруживалась и признавалась) была поставлена выше души и духа (они наукой не обнаруживались). Вся иерархия ценностей была перестроена.

Иными словами - новое жречество принесло новую этику (светский гуманизм) и западный мир "продал душу" за прогресс и даруемый прогрессом комфорт. Религия потерпела поражение, а наука вместо осмысленного бытия и стяжания благодати, предлагала стяжать совсем другие и по большей части материальные вещи. Пока была сильна вера в то, что разумная организация жизни, образование и прогресс осчастливят человечество, материального было достаточно. Но как только эта вера пошатнулась, у многих возникло желание "уравновесить" материализм цивилизации, попытаться откорректировать взятый Западом курс. И это естественное желание масс не в последнюю очередь способствовало успеху течения Нью Эйдж.

Фундаментальная реорганизация западных ценностей была не столь заметной на фоне всеобщих восторгов Прогрессом и открывающихся перед человечеством перспектив. Ожидания в целом были очень позитивными, люди ждали от новой эпохи Свободы и Прогресса достижений новых высот мысли и духа. Созидался совершенно новый западный мир, наконец-то обращенный, как казалось, к человеку и его потребностям. Понадобились две мировые войны с невиданным доселе масштабом разрушений и количеством жертв, чтобы позитивный настрой схлынул, и просвещенному Западу стало ясно, что торжество Науки, просвещения и гуманизма несколько откладывается. Никогда в своей истории мир не сталкивался со столь масштабными военными кампаниями, с такой дикостью и безумием уже вроде бы просвещенных народов. И возникновение нацистского оккультизма не было случайным. Но до первой мировой войны складывалась именно такая ситуация: новая научная парадигма восторжествовала и предложенная светским гуманизмом система ценностей стала доминирующей на западе. Это означало с одной стороны то, что жизнь человека была лишена важного смысла, а доминирующая религия сильно дискредитирована в глазах образованных людей того времени, но с другой - общество было полно надежд на будущее.

Метод откровения как инструмент мистического индивидуализма

Во многих публикациях посвященных европейскому мистицизму конца XIX - первой трети XX века говорится, что всплеск мистических учений и их развитие явилось реакцией на грубый материализм и рационализм науки, попыткой этот материализм уравновесить, "исправить" и никаких иных разногласий с наукой не предполагалось. В некотором роде это так - торжество прогресса обеспечивалось довольно грубыми действиями нового капиталистического общества и многие ощущали крайнюю несправедливость и "неправильность" подобной ситуации. Но со стороны науки вопрос был лишь в методах познания. Ведь основной источник сокровенных знаний мистиков - метод получения откровения от некого сверхъестественного существа (Бога, божества, ангела, иного духа или, например, махатмы) и этот метод с научной парадигмой был категорически несовместим. Более того - когда наука воевала с религией и одерживала верх, то ее удар не в последнюю очередь был направлен на христианскую мистику и метод откровения, где с Авраамом и Моисеем говорил Бог, а Мухаммед получил Коран от архангела Гавриила.

Тем не менее, означенный метод стал центральным пунктом программы многочисленных мистиков и оккультистов, которые, не сдерживаемые более рамками традиционных религиозных форм, довольно быстро получили множество откровений от самых разных существ, основали множество организаций и орденов, призванных полученные откровения хранить, интерпретировать и нести в массы. На заре эпохи Нью Эйджа в методах оккультистов не было ничего революционного - возможно (и даже наверняка) большинство новых пророков разделяли современные им идеалы (величие человека, свободное исследование, прогресс), но их главный метод восходил к известной беседе Бога с Авраамом. И это необходимо иметь ввиду, когда представители мистических учений говорят про научное исследование в своей области или же про то, что наука пренебрегает сверхъестественным. Мистицизм невозможен без откровения, а мистический опыт произвольно и идентично совершенно невоспроизводим. Об этом свидетельствует известная еврейская мистическая легенда о четырех мудрецах, которые вошли в Сад мудрости: "Бен Аззай взглянул и умер… Бен Зома взглянул и повредился [рассудком]… Ахер вырубил деревья [т.е. перешел к язычникам]… а рабби Акива вошел с миром и вышел с миром" [Цит. По Ковельман А.Б. Толпа и мудрецы Талмуда // Эллинизм и еврейская культура. - М.: Мосты культуры/Гешарим, 2007. - с. 35].

Персональный опыт веры и прежде был важным в религии, но никогда прежде он не был центрирован на самом себе и никогда раньше не напоминал "сферического коня в вакууме". Принципиальное отторжение догматов оказалось вещью обоюдоострой, поскольку сделало практически невозможным выработку терминологии и, соответственно, сильно затруднило диалог адептов и установление горизонтальных связей. В результате - критическое мышление становится совершенно непопулярно, а заимствовать идею оказывается проще и естественнее, чем обсуждать. В учении, где каждый (хотя бы потенциально) сам себе пророк и каждый ориентирован на личную правду, даже незначительное религиозное объединение обречено на раскол. А раскол в свою очередь не несет никаких потерь и трагедии, поскольку никто не озабочен границами - можно состоять в нескольких ньюэйджевских сообществах, активно интересоваться еще десятком и это будет не только нормально, но и послужит свидетельством широты взглядов. Предельная фрагментация идеологического поля Нью Эйдж делает влияние этого течения почти всепроникающим, но крайне рассеянным: количество людей разделяющих ключевые принципы огромно, но сами эти принципы делают невозможным даже формирование собственной интеллектуальной элиты, не говоря уж об элементах ее организации. Даже сама идея объединения сомнительна - если нет единой Истины, а есть лишь бесчисленное количество самоценных мнений, то обсуждения или полемика (даже при некотором согласии в терминах) превращаются в способ провести время. Однако если отсутствие организации в условиях атомарного общества может казаться ненужным, то отсутствие элиты все-таки представляет некоторую проблему - масса адептов не имеет перед глазами ни интеллектуальных, ни духовных образцов или, точнее, имеет претендентов на оные в таком количестве, что впору хвататься за голову.

Подводя предварительные итоги, мы можем заключить, что почва для Нью Эйджа формировалась и удобрялась именно так - утрата влияния одной старой религии (христианства), вызвала к жизни очень много религий новых. Материалистическая научная мысль, при этом новом урожае чудес, оказалась в положении Геракла перед Лернейской гидрой. Быстрое развитие мистических (теософия, ариософия) и псевдонаучных учений (космизм) в самых разнообразных формах на рубеже XIX -XX веков по сути заложил основы Нью Эйджа. Новые мистики обратились к затухающей западной эзотерической традиции и принялись за адаптацию последней к новому времени: откровения древних восточных или языческих богов, удивительным образом сочетались с идеям гуманизма и научными открытиями. Центральными идеями были свобода личности, ее всестороннее развитие (что иногда опиралось на идеи эволюции) и антихристианский пафос. При этом демонстративный анти-догматизм Нью Эйджа выливается в лабильную готовность пересматривать свои принципы, как только возникнет в этом нужда. Богословы оказались не готовы к такому развитию событий - при смене научной парадигмы, они лишились научной базы, потерпели грандиозное поражение и оказались просто вытеснены с этого поля.

Недоумения христианских богословов относительно безудержного роста числа сект, мистических культов и распространения оккультных учений, вполне оправданы, но на настоящий момент сильно затянулись. Этот кризис христианства не преодолен - космология находится все в том же сложном и сомнительном положении, в которой она находилась в XVIII и XIX веках. В большинстве вопросов мироустройства христианские богословы вынуждены апеллировать к современной науке, которая, как известно, не признает ни Бога, ни бессмертной души, ни искупления грехов, ни ангелов, ни бесов, ни всего прочего. В вопросах же этических христианская мораль интенсивно подавляется светским гуманизмом. В дополнение к уже имеющимся реформам от христианских церквей требуют все больших и больших уступок в виде, например, женского священства, отказа от целибата в католической Церкви, разрешения абортов или венчания однополых пар.

Основа идеологии Новой Эры

Ожидание и описания эпохи Нью Эйджа (другое сложивщееся наименование - эра Водолея) основаны на понятии астрологической эры (или прецессионного года). Точка весеннего равноденствия очень медленно движется против хода зодиакальных созвездий (именно созвездий, а не знаков) и существует мнение, что смена ею своего положения в созвездии несет человечеству значительные культурные и цивилизационные изменения. Точную дату наступления эры Водолея вычислить невозможно, так как границы созвездий (в отличие от знаков Зодиака) условны.

И хотя идею наступления эпохи Нью Эйдж часто связывают с астрологией и астрологи, увлеченные этим направлением, много пишут об особенностях Эры Водолея, но роднит рассматриваемое направление с астрологией только лишь сам факт движения точки весеннего равноденствия (относительно звезд), а от этой точки и идет отсчет в тропическом Зодиаке. Точка Овна действительно перемещается относительно созвездий, и интерпретация этого факта является актуальной, но пока нерешенной задачей для астрологии. Поклонники Нью Эйджа дают свои интерпретации которые, как правило, не имеют каких-либо астрологических оснований. В популярных описаниях новой эры здравомыслящему астрологу, очень нелегко разглядеть качества именно знака Водолея. Совпадает разве что свободолюбие (которое ни у знака Водолея, ни в целом в нашей добродушной Вселенной не связано с духовным уровнем) и общие идеи прогрессизма. Упор же на духовность Водолею (как и всем воздушным знакам) совершенно не свойственен.

Как по срокам, так и по сути ожидающих людей изменений, у различных авторов, представляющих Нью Эйдж, нет также согласия. Среди общих условий, как правило, называют всеобщий мир на Земле, прекращение войн и объединение наций в единое человечество, уничтожение религиозных различий и объединение всех религий в одну, устранение противоречий между наукой и духовной сферой и, как следствие - достижение человечеством невиданного доселе технического и духовного уровня развития. Предполагается также, что каждый человек перестанет быть зависимым от общества и обретет внутреннюю свободу (разные авторы расходятся во мнении, что это такое, а также во взглядах на структуру общества будущего), отринув стесняющую его власть структур и организаций; дух и тело по замыслу, уравниваются в правах (и это завуалированная полемика с "принижением" телесного в христианстве). Часть авторов добавляет сюда еще и зависимость вхождения человека в новую эру (или успешную адаптацию в новых условиях) от его духовного уровня (критерии определения духовного уровня не уточняются). В этих характеристиках можно заметить черты утопий, мечтаний о построении рая на Земле, причем акцент на отделении достойных от недостойных делается или нет (согласно предпочтениям конкретного автора), но недостойным места в новой эре однозначно нет. Заметим, что в подобных описаниях царит дух научно-фантастического романа или романа - утопии.

Теософия как идеологическая основа течения Нью Эйдж

Cреди признанных идеологов - основателей направления следует в первую очередь назвать А. Бейли и ее вдохновительницу и учителя Е. Блаватскую. Для российского течения также чрезвычайно важна роль четы Рерихов и их наследия в виде учения Агни йоги. Следует упомянуть находящегося формально совсем на другом полюсе А. Кроули с его теорией Нового Эона: отличие его философии в демонстративном отрицании этики, крайнем индивидуализме и исключительном значении воли в личной эволюции.

В своей основе философская база Нью Эйдж - это, несомненно, теософия. Алиса Бейли и последующие "ньюэйджевцы" взяли далеко не все идеи Е. Блаватской (например, теория рас не получила развития и распространения в рамках Нью Эйдж, но была подхвачена ариософией, из которой вырос германский оккультизм нацизма), но очень многое переняли с незначительными искажениями.

Приведем главные положения теософии, отраженные в трудах Е.П. Блаватской, а затем плавно перекочевавшие в основную идеологию Нью Эйджа и которые по сию пору являются основами этого течения:

1. Опора на личный эзотерический опыт в богопознании и богообщении, на личные внесистемные интерпретации (в религиозной традиции это обычно определяется как субъективные ощущения, иллюзии или галлюцинации, которые не имеют веса до интерпретации авторитетами или признания религиозной общиной) вне всякой опоры на традиционные формы.

2. Декларация тождественности смысла всех религиозных символов; отсюда следует обилие смелых экспериментов с объединением и наложением символов разных эпох и народов и важнейшая для Нью Эйджа тема единства религий.

3. Пантеизм: непроявленный Абсолют творит из самого себя и, следовательно, все, что есть в проявленном мире - части Бога/Абсолюта. У многих авторов из этого вытекает тождественность Бога и Воплощенного Мира. И как следствие это дает стирание границ между духовным и телесным, различий между воплощенной и невоплощенной душой, со всеми вытекающими странными выводами ("на самом деле смерти нет", "все зависит от самосознания" и т.д). Отчасти поэтому в Нью Эйдж существует известная сложность с восприятием личного Бога авраамических религий - его путают с грубым антропомофизмом (авторитарный старичок на облачке), в то время как базовая для христианства идея трансцендентности Бога, вызывает трудности в понимании.

4. Провозглашение личной эволюции как цели жизни человека (именно отсюда берут начало все рассуждения о "духовных уровнях" индивидуумов) и приближение человека к Богу (при этом не к лично активному по отношению к человеку Богу, как в аврамических религиях, а к безличному Абсолюту) лишь собственными усилиями.

Идея "личной эволюции" как достижения идеальной личностной или социальной гармонии пустила корни и в современных направлениях психологии и психотерапии, также ориентированных на субъективный индивидуализм в противоположность объективной и сложной, а кроме того переменчивой реальности. И в этой области мы можем наблюдать бурный рост гибридного новообразования, "психологической эзотерики" или "эзотерической психологии", одним из подвидов того же Нью Эйджа, с его эклектикой систем и блаженных суеверий, с "прекрасным внутренним миром" подменяющим реальность.

5. Вера в карму и множественность жизней (сами понятия взяты из индуизма и буддизма, однако уже у Е. Блаватской их суть и смысл искажены - заключенность человека в колесо сансары представляются благом для постоянно эволюционирующего и стремящегося к бессмертию индивидуума).

6. Стирание грани между человеческим и божественным. Человек в Нью Эйдже невинно (то есть без осознавания иерархических уровней бытия, обычно очень отчетливо прописанных в сложившихся мистических и религиозных традициях) богоподобен, а реализация своей божественной сущности идет через личную эволюцию.

7. Представление об эволюции (историческом преображении) всего человечества и совершенной неизбежности всеобщего светлого будущего, что напоминает традицию утопий.

8. Провозглашение теософии сутью всех религий и духовных эзотерических смыслов. Именно на это объединяющее, всепоглощающее и всепримиряющее начало сейчас претендует Нью Эйдж. (Это течение умудряется не противоречить ничему, кроме абстрактного "догматизма". Его неестественное миролюбие оказывается всеядностью, готовностью профанировать, пожрать и переварить любую другую систему, как это происходит с буддизмом, как это происходит с Каббалой).

В ряде этих пунктов мы можем проследить связь идей победившего гуманизма, поставившего человека на место Бога с популярным тогда эволюционизмом. Свобода личности, ее самовыражение и творчество были вершиной пирамиды ценностей гуманизма. Учение Блаватской отражает этот важный момент, позволяя увидеть удивительное соответствие теософии доминирующей идеологии того времени. Что касается эволюционизма, то даже если не касаться расовой теории (которая дискредитировала себя в идеях и тем более деяниях нацизма), то он в практике Нью Эйджа закрепился в виде представления о духовных уровнях. Различиями в оных ньюэйджевцы пытаются объяснять очень многие вещи, также как до этого современники Блаватской объясняли культурные различия "недоразвитостью" некоторых рас. Неторопливый подъем (с учетом множественности жизней) по лестнице духовных уровней при крайне заботливом отношении к индивидуальности - вот что должно было заменить западному человеку тяжелое, требующее выбора "здесь и сейчас" стяжание благодати и вечную жизнь христианства. В контексте эволюционизма, реинкарнация стала восприниматься западными адептами положительно и даже с восторгом - не как многовековая погруженность в невежество и земные страдания, а как возможность "продлить" жизнь, одновременно эволюционируя. Тут мы должны уточнить, что идея метемпсихоза (переселения душ) существовала и в иных религиозно-мистических течениях, от уже почивших пифагорейства и неоплатонизма до ныне здравствующей иудейской каббалы, но в Нью Эйдже она заимствована из индуизма и буддизма через теософию. Фактически люди Запада, изымая для своих нужд понятия индуизма и буддизма вовсе не ставили задачу как можно быстрее разорвать цепь рождений, а рассматривали реинкарнацию как привлекательное обещание "другой жизни", где можно начать все сначала.

Индуистский безличный закон кармы как причинно-следственной связи, по сути, стал противопоставляться традиционному "закону Бога", известному со времен Авраама. Разница в том, что при упоминании о "грехе" и "карающей деснице господней" в среде новых мистиков принято смеяться и острить, а при словах "кармический долг" и "плохая карма" наоборот, сохранять возвышенную серьезность.

Таким образом, проницательный наблюдатель может определить, что, хотя собственно сама Елена Блаватская и ее идея сейчас малопопулярны, но в именно в Нью Эйдже дело ее живет и побеждает. Именно она, нимало не смущаясь, решила, что все религии искажены нерадивыми последователями (это и по сей день популярный аргумент) и что именно она сможет объяснить то, что и как нужно подправить в понимании священных текстов. Такое дерзновение было встречено с энтузиазмом и ревизии такого рода в рамках Нью Эйджа стали почти хорошим тоном - авторы вырывают цитаты из текстов христиан, буддистов, индусов дабы проиллюстрировать или подтвердить какое-либо свое высказывание, нисколько не заботясь о том, как это соотносится с духом, буквой, картиной мира и системой представлений чужой религии. Обыкновенно это не только не соотносится, но и подобная задача не ставится в принципе.

Вариации идеологии Нью Эйджа в настоящее время либо и есть религия человека (к примеру, неоязыческие славянские или кельтские реконструкции), либо проявляется как мировоззрение, служащее дополнением к декларируемой религии. Можно привести в пример довольно распространенный сейчас случай: человек заявляет себя христианином, но при этом не посещает церковь и придерживается мнения что все религии равноценны и говорят, в сущности, об одном и том же (например, о "духовных уровнях", "общечеловеческих ценностях" и о пантеизме). В этом случае здесь легко можно определить стихийного приверженца Нью Эйдж даже если он никогда не слышал такого слова. Подобная эклектика и путаница объясняются, в частности, тем, что большинство людей формируют свою картину мира, не особенно вникая в первоисточники и богословские комментарии к ним. При этом большинство ньюэйджевых авторов, вслед за теософами, в подтверждение своих теорий охотно цитируют и комментируют христианские, буддийские, индуистские, даосские тексты, т.е. тексты религий, которых не понимают и которым не следуют, к которым не имеют, строго говоря, вообще никакого отношения.



© Косорукова Ю., Бедненко Г.Б., 2011

Данная статья является авторской. Неразрешенная публикация запрещена.




Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Новых ответов нет


Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 0
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет