On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение
администратор




Сообщение: 7
Зарегистрирован: 20.11.09
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.11.09 12:54. Заголовок: Символический смысл татуировки


Галина Бедненко

Символический смысл татуировки



Нанесение постоянного рисунка на тело методом его вырезания в сочетании с окрашиванием – татуировка – встречается в захоронениях древних времен; он остался у первобытнообщинных племен Полинезии, развивался в европейских и азиатских субкультурах развитых цивилизаций; получает небывалое распространение в настоящее время.

Мы откажемся от многажды перечисленных исторических данных и антропологических сведений о следах неизвестных времен и нравов. Давность существования традиции не объясняет ее смысла, ни для тех людей, чье мировосприятие нам неизвестно, ни для наших современников – с совершенно другим описанием мира. Воздержимся и от гипотез об экстатической природе боли при нанесении татуировки, хотя эта тема небезынтересна. Здесь мы предлагаем свою версию смысла татуировки, опираясь на личный опыт и впечатления ее носителей и тату-мастеров, а также на собственную концепцию существования мифологического пласта осознаваемой реальности для человека любого времени и народа.

Татуировка обыкновенно воспринимается как архаический обычай, недостойный цивилизованного человека или же как возвращение к древнему ритуалу, способствующему получению некоего личного ресурса силы. Отдельно стоит выделить символические знаки больших и малых сообществ, как осознанный маркер принадлежности к группе (таковы криминальные татуировки, татуировки байкеров и других субкультур), и мы рассмотрим общий смысл и этой практики для индивида. Кроме того разумеется, современная мода на татуировку родила бессмысленный поток символически неосознаваемых постоянных рисунков на теле. Однако и этот пласт китчевых поделок способен подвергнуться психологическому анализу как общие темы поколения.

1. Архаическое мышление. Знак первичной социализации: повышение или снижение статуса

Клод Леви-Строс отмечал, что татуировки для сохранившихся к открытию Нового Света первобытных племен были способом окультуривания человека путем отделения себя от «естественного» животного мира. Довод, похожий на представления европейцев об одежде цивилизованного человека в отличие от голого дикаря. Как и одежда, татуировка была способна выделить homo sapiens из царства животных, отделить также «человека» от «варвара, дикаря». Способы разные, потому «голые, без татуировок» христианские миссионеры могли казаться нецивилизованными простаками татуированным индейцам. Биологический индивид становится социальным субъектом, окрашивая свое тело рисунком или надевая соответствующую одежду. Таким образом, одним из первых функций татуировки была и остается в субкультурах – социализация. Обратим также внимание на ее фактическую функцию подтверждения континуальности индивида, своеобразную замену или экстернализацию осознания себя как «континуальности Эго».

Социально признанная татуировка может говорить о высоком статусе ее владельца, как это было по свидетельству Геродота у жен фракийцев; выдавать разнообразные подробности его социальной жизни – это особенно характерно для женских татуировок в традиционном обществе. Кроме того, она может сама служить инструментом социального наказания – резкого понижения статуса в обществе. Таково клеймение татуировкой и шрамами преступников в Новое время, встречавшееся и в Европе, и в России, и в странах Юго-Восточной Азии. Криминальная татуировка распространена достаточно широко как знак субкультуры преступников. В отечественной традиции она является подчас имитацией социальной одежды представителей функциональных субкультур: «Татуированное тело вора «изображает» как бы официальный мундир, покрытый регалиями, орденами, знаками чинов и отличий. Не случайно на воровском жаргоне традиционный набор татуировок называется «фрак с орденами». Это выражение есть в словаре воровского арго Д. С. Балдаева (Словарь тюремно-лагерно-блатного жаргона. М., 1992)» [Плуцер-Сарно, Воровские татуировки…].

Пограничными по своим функциям оказываются татуировки японских гейш: с одной стороны это субкультурные знаки статуса, с другой – эротически призывное украшение тела. Здесь можно было бы говорить о татуировках, обнажающих биологическую и сексуальную сущность пола (гендера), подчеркивающих телесность и живую жизнь материальной формы. Человек оказывается не только социальным субъектом, личностью, но и, оказывается, самим телом.

2. Включенность или прорыв мифа

В татуировках мы видим демонстрацию включенности в миф, жертву мифу или же прорыв оного. Для архаического человека, существовавшего в исключительных форматах веры или же эмпирических знаний, татуировка была актом и знаком мифологическим, поскольку никакой практической функции она – в отличие, например, от обрезания – не несет. Для современного индивидуума татуировка, на наш взгляд, по-прежнему имеет преобладающее мифологическое значение, однако осознанное или (чаще всего, при соответствующей моде) неосознанное.

Мифологическое мышление современного человека мы разделяем на осознанное и неосознанное. К первому относим поэзию, художественное творчество, научные течения, философию и религию. Ко второму - суеверия, "мифы представлений" (например, "блондинки – дурочки или женщины легкого поведения"), идеологию масс и неврозы. Неосознанное магическое (мифологическое) мышление отличается редукционизмом (от лат. Reductio - сведение, приведение обратно), в данном случае, обращением к прошлому опыту как объяснению причин настоящего вне последовательной причинно-следственной связи. Как правило, это раскрытие некоего "знака", который имеет конкретную интерпретацию, обычно позитивно или отрицательно заряженную. Неосознанное мифологическое мышление способно побуждать сделать «знаковые» татуировки, присоединяясь к культурному мифу поколения о «моде», «сексуальности», «привлекательности», «силе». Так появляются клоновые бабочки, цветы, кошки на телах девушек и женщин.

Мифологическое мышление более высокого типа и, как правило, осознанное, характеризуется телеологическим компонентом, обуславливающим целесообразность явлений, которая подразумевают разумный смысл, духовный призыв или личностный вызов человеку. Инструментом этого процесса часто оказывается раскрытие символа, отличающегося от знака своей неисчерпаемой многозначностью и особой силой смысла. Мифологическое мышление подобного рода способно выбрать и осознать символ, принять его общее значение и осознать индивидуальные нюансы лично для себя в своей жизни.

Субкультурные татуировки, как правило, являются третьей разновидностью включенности индивидуума в мифологическое сознание через его коллективную природу. Это обычно осознанное присоединение (или насильственное осознанное присоединение, как в криминальных татуировках определенного рода) к групповому символическому представлению, выраженному в признанном сообществом образе.

М. Элиаде, дал понятие мифологического локуса, времени и пространства, отличного от обычных, где происходит действие мифа. Здесь всегда и неизменно могут разворачиваться одни и те же события, некая циклическая или случайная последовательность развития сюжета. Событиям этого локуса в той или иной степени соответствуют все вторичные, гармоничные или созвучные события из реального мира. При осознанно сотворенной «мифологической» татуировке таким локусом становится тело, или отдельная «мифологически активная» часть тела. Она «жертвуется» мифологическому образу, становится ареной для его выражения и динамики в реальном мире. Мифологический локус, в данном случае – тела, позволяет концентрировать определенный смысл и силу в "мире идей", достаточные для того, чтобы быть распространенными на мир повседневности. На этом строятся индивидуальные и коллективные представления человека о мире; а в случае татуировки – индивидуальное представление о своем месте в мире.

Мифом в широком смысле слова для нас является образ мира (и индивида, по его подобию) и история этого мира. Первой функцией мифа остается защита человека, предоставление ему границ познаваемого Космоса (в рамках мифа) посреди непознанного Хаоса. Второй его функцией мы назовем развитие, вызов, испытание, некое требование, которое предоставляет миф человеку, чтобы тот был способен себя осознавать не животным или стихийным существом, а человеком. Татуировка являет собой индивидуальный (в случае ее осознанного выбора) или отблеск, след коллективного мифа (если речь идет исключительно субкультурно-модном варианте). Она своеобразно оформлять границы тела и образ личности, равно как и предоставлять площадку для прорыва образов коллективного бессознательного. Быть печатью индивидуальных испытаний, или же жертвенником для отображения чужих образов. О последнем говорится в Ветхом завете: «Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте себе письмен» (Левит, 19:28). Очевидно подразумевается практика нанесения шрамов и татуировок в память о покойном. Портреты близких умерших (родственников или даже домашних животных) сейчас вполне распространены в США, то есть мы можем говорить о некоей «естественности» подобного побуждения. Таким образом, тело жертвуется этой памяти, его часть превращается в памятный фотоальбом, своего рода храм и жертву своему личному мифу.

Тату-образ может восприниматься носителем как воображаемый союзник или ресурс, вечный спутник, с которым строятся те или иные отношения. Это своего рода экстернализация (выведение вовне) внутренних образов (и голосов личности), но также и личное присваивание себе образов внешней культуры, с возможностью их интериоризации (внесения внутрь) в рамках самописания или даже внутреннего диалога, особенно если образ антропоморфичен.

3. Фрагментация и единение через трансформацию

Татуировка как непосредственный акт является нарушением целостности тела с сопутствующим причинением боли. В дальнейшем цвет тела резко разделяется на татуированную и нетатуированную часть. Таким образом, происходит символическая фрагментация тела. Она оказывается необходимой («мифологически», разумеется) для точности и целостности отражения важного личного или спонтанного безличного образа. Миф разрывает тело новым образом. Неслучайным оказывается изображение чудовищ, как будто изнутри пролезающих через разрезанную кожу в современной татуировке. Татуированная часть тела, в зависимости от сюжета рисунка, принадлежит уже не этому, актуальному миру, а божественным сферам идеалов (это могут быть портреты политических лидеров, певцов или изображения героев комиксов, непринципиально) или же теневым лабиринтам с их героями бессознательного (чудовища, аллегории пороков и т.д.). В татуировке также может быть выражен внутренний конфликт, своего рода мифологическое испытание, значимое для носителя. Или же лозунг личного мифа, направленный вовне, обозначающий некоторую активную мифологическую позицию в мире (таковы многие агрессивные криминальные татуировки с посланиями).

Татуировка расчленяет тело для того, чтобы включить в его образ принципиально важный для индивида миф, которому он не способен сопротивляться. Это может быть простенький модный цветочек или покемон девушки-подростка или развернутая идея со сложной символикой у концептуального байкера. И в том, и в другом случае мы увидим вторжение мифа, более или менее личного, в сильной или достаточно слабой степени богатого смыслом и силой. В лучшем случае татуировка становится частью образа тела равным образом как и частью рисунка личности, отражая какие-то важные аспекты идеологии или значимых ценностей. Тогда происходит заключительный акт ритуала: достижение новой целостности расчлененного тела ради интеграции физического и духовного.

При нанесении субкультурных татуировок индивид признает свою принадлежность к коллективному мифу. Это его включенность в некую общность, целостность большую чем он сам. Своего рода невербальный знак, послание об этой включенности в Большой Миф субкультуры.

Таким образом, мы рассматриваем культуру татуировки в настоящее время как включение индивидом коллективного или индивидуального мифа в самоопределение. Вне зависимости от осознанности выбора образа, он будет играть роль мифологического элемента, расчленяющего или структурирующего определенным образом тело. Татуировка может быть знаком субкультурной принадлежности, идентифицируя носителя прежде всего как часть группы как целого.

Литература:

1. Бедненко Г. Пространство мифа // Прикладная юридическая психология. -2008. - №4. – с. 37 – 44.

2. Плуцер-Сарно А. Язык тела и политика: Воровские татуировки // http://ec-dejavu.ru/p/Publ_Plucer_Tattoo.html

3. Татуировка // http://ec-dejavu.ru/t/Tattoo.html


(с) Галина Бедненко, 2009


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Новых ответов нет


Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 1
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет