On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение



Сообщение: 21
Зарегистрирован: 22.11.09
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.01.10 15:15. Заголовок: Рецензия на книгу А. Рыбалки «Путеводитель по миру каббалы».


Галина Бедненко
Рецензия на книгу А. Рыбалки «Путеводитель по миру каббалы». – М., Иерусалим: Мосты культуры - Гешарим, 2006.

Александр Владимирович Рыбалка, секретарь «Международного Гиперсионистского Движения», автор художественной (детективной и фантастической) литературы, а кроме того, согласно его личной странице в Википедии, книг нон-фикшн, например «Не будь фраером!» (Книга-Сефер, 2008) и «Бизнес по-еврейски: грязные сделки» (Там же, того же года). Кроме того, эта разносторонняя личность решила немножко раскрыть нам тайны каббалы.

Книга А. Рыбалки «Путеводитель по миру каббалы» вышла в 2006 году и, к нашему удивлению, была переиздана в 2009. Лучшее, что можно сказать о книге – она издана на хорошей бумаге и приятна наощупь. Есть, правда, один принципиальный момент относительно самого издания, заметка издателям: необходимо давать начертание еврейских букв, а не их названия, потому что само начертание имеет значение и лучше запоминается как образ, в отличие от буквенной расшифровки имени.

Вернемся к автору и тексту. «Путеводитель по миру каббалы» содержит 26 глав, названных «путешествиями», 24 + 2 в Приложении, ради приятных нумерологических соответствий. Я приведу здесь некоторые названия глав, а также характерные отрывки из них, чтобы и читатель рецензии увидел уровень полета мысли и почувствовал прелесть познаний автора просветительско-каббалистического опуса.
2 путешествие. Что такое сфирот.
«Когда мы говорим, что человек «сотворен по образу и подобию Божьему», мы, разумеется, имеем в виду не то, что у Бога есть руки, ноги и нос…» (с. 36)
«… книгу «Каббала для носорога» представить себе невозможно. Каббала требует довольно серьезного развития мозгового аппарата» (с. 40).
3 путешествие. Четыре мира.
«Ангелы – колоссальная духовная сила. Сейчас появились разного рода «мистические ордена», в которых якобы практикуется вызывание ангелов. В лучшем случае это безобидная, хотя и глупая игра, в худшем – игра с плачевным результатом: ваш мозг не сможет выдержать появления духовной сущности из высшего мира, и вас ждет либо психушка, либо кладбище» (с. 50).
4 путешествие. Душа Адама.
«Тут я хочу напомнить своим читателям, что душа – не материальный объект, который можно разделить на ограниченное число частей. Душу можно делить сколько угодно» (с. 60).
«Сказал он мне… но, хотя у меня и нет души Моисея, учителя нашего, все-таки я обладаю достаточной скромностью, чтобы не разглашать, что он мне открыл» (с. 72).
6 путешествие. Яблоко каббалы. Язык и ассоциации в каббале.
«Я еще не начал объяснять, а бдительные читатели уже могут меня спросить: «Как это Малхут сравнивают с устами? Выше мы говорили, что Малхут это яблоко…» В этом кажущемся противоречии и кроется смысл изучать каббалу до сорокалетнего возраста. Каббалисты имеют дело с аллегориями и метафорами, а человеку, знания которого неустойчивы, очень легко перепутать символ с тем, что он символизирует». (с. 90)
9 путешествие. Духовные практики каббалы.
«В качестве упражнения попробуйте позаниматься гитбоненутом отдельно. Я уверен, что во время этого процесса вам в голову наверняка придут интересные и важные мысли» (с. 130-131).
«Однако мы добрались до высот, до которых вряд ли доберется мой читатель. Пока довольно будет размышлений над строками книги по каббале и медитаций над буквами еврейского алфавита. Это уже немало и способно принести ученому человеку огромную духовную пользу» (с. 141).
16 путешествие. …Правильное питание по каббале.
«Всего обычаев, связанных с едой, тысячи – их не перечесть. Но главное, чему учит каббала – правильное отношение к питанию» (с. 204)
17 путешествие. Практическая каббала.
«Есть ли какие-то средства для улучшения памяти? Сразу не припомнить… На самом деле есть, и много. Одно из них – никогда не оставлять книгу, которую вы изучали, открытой… Говорится в старинных книгах, что к такой книге подходит черт по имени Элиезер Сар га-Дапим, Элиезер Князь Страниц <…> прочитывает то, что вы только что учили, - и из вашей головы полученные знания улетучиваются» (с. 219)

Каждая из глав труда А. Рыбалки как будто посвящена отдельной теме, однако «бдительный читатель» действительно обнаружит многочисленные тематические повторения и отсутствие связной структуры изложения материала (хотя выбор велик, например, от общего к частному, или в хронологической последовательности, или от теории к персонажам и практике и т.п.). Уже ко второй половине книги главы становятся все короче, а в тексте все меньше не только осколков теории, но даже напыщенных историй, как будто автор утомился, однако же все больше суеверных наставлений и «откровений» из области, например, физиогномики и бытовой ритуалистики экстравагантного свойства.
Безусловно, любопытствующий, не знакомый с традицией иудейской каббалы, сможет узнать несколько интересных историй (не раз повторяющихся на протяжении всей книги, и в том числе общеизвестных для образованных людей), а также составить общее мнение относительно методов и практик этой системы. Последнее знатоку и специалисту в иных символических и метафизических системах Западной культуры покажется вполне знакомым и естественным не только в рамках заимствования оккультными орденами последних веков из иудейской каббалы, но и в общем поле развития античной философии (неоплатонизма) и мистики, равно как и европейской магии Средневековья и Нового времени.

Чтение несколько затрудняют многочисленные обращения автора к читателю на тему «вы все равно пока ничего не понимаете, мои маленькие друзья». Так автор не столько более чем снисходительно относится к своей потенциальной аудитории, что вызывает сомнение в его просветительских достоинствах, сколько выказывает собственную необразованность, незнание предмета, общую необразованность и путаность собственной мысли. Порой кажется, что он разговаривает сам с собой.

Эта книга полностью не соответствует уровню современной серьезной отечественной книги по оккультизму (религиозной философии, метафизики). Вполне очевидна работа автора с различными источниками и литературой по теме. Однако ценные или хотя бы интересные сведения сильно разбавлены простецким авторским недоумением по поводу предмета. Невооруженным глазом видно его неумение отличать суть религиозно-философской системы от ее практического отражения не только в практиках, но и в бытовых суевериях.
Автор не умеет говорить языком современного символического описания душевной, духовной или же общей метафизической (если речь идет о Душе и Духе микрокосмоса) реальности. Этого мало, автор не умеет объяснить материал даже так, как понимает его сам. Возможно, он вообще его не понимает. Его познания в иных, смежных оккультных и магических теориях, астрологии и алхимии, просто ужасающи, точнее, их нет, и автор несет полный бред.

Позор издательству, другого не скажешь. Смешно и обидно другое. Отечественные пытливые любители каббалы (те, кто писал восторженные рецензии на книгу на масонских форумах) во-первых, не способны определить вялость и тухлость духовного продукта, что говорит о болезни как мыслительного, так и духовного тела рецензентов, во-вторых, очевидно, вообще не занимаются и не разбираются в мистической традиции, теории и практике Запада.

(с) 2010

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Новых ответов нет


Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 1
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет